Mot: мечты и страхи
Mot рассказывают о любимых песнях, развлекательных передачах и детских мечтах.
Для современной электронной музыки настало такое время, что ты либо следуешь канонам, не отступая ни на шаг, либо экспериментируешь. Потому что если не рисковать, то, скорее всего, потеряешься в толще уже известной электроники. Японский диджей, битмейкер и продюсер SATOL — как раз такой экспериментатор, и ATIME пообщался с ним в преддверии релиза его нового проекта.
Почему бы не взять тихий и спокойный эмбиент и не добавить в него щепотку паранойи? Или, например, можно нагреть на спиртовке полиритмию и затем медленно влить в нее тягучие вокальные семплы. И всё это время наблюдать за ходом экспериментов и записывать результаты в альбом. Таких альбомов у Сатола два. Harmonize the Differing Interests вышел три года назад, Shadows — этой весной.
В Harmonize the Differing Interests восемь треков, и некоторые могут вызвать неоднозначные ощущения. Например, в Impressionable слышно кинопленку и холодное оружие, тяжелое дыхание и очень пронзительный шепот — трудно не чувствовать паранойю от таких семплов, собранных воедино.
Сам исполнитель говорит о треке без затей: «Impressionable выражает мою чувствительность и образность, именно поэтому там есть шепот».
Сатол напоминает, что один из жанров, в которых написан альбом, это фьюче-гэридж, который еще называют спейс-гэриджем или атмосферик-гэриджем. Это значит, что почти в каждой композиции можно услышать или лоу-фай семплы, или немного расслабляющего женского вокала, или извилистый дабстепный бас. Если хочется больше баса, колючих сбивок, то лучше начать слушать альбом с трека Iruy. Если же семплы-«сферы» важнее, то первым в плейлист нужно кидать Calmness of Spirit.
Треки в альбоме написаны в темпе около 140 ударов в минуту, что довольно обычно для фьюче-гэриджа, но в этом есть и подвох для слушателя, незнакомого с этим жанром. В таком же темпе обычно пишут часть хип-хоп композиций, поэтому музыку Сатола автоматически хочется отнести и к хип-хопу. Но сам музыкант считает, что она всё-таки ближе к авангарду и экспериментализму.
Видео на треки Сатола тоже необычные. Iruy — это неон, дым и глитч, который будто бы следует за рваными битовыми сбивками. А на видео Follow the crowd с альбома Shadows картинка всё время движется влево. Из-за этого кажется, что это своего рода горизонтальные титры, будто просматриваешь чью-то жизнь в значках и символах. Иногда значки сменяются живыми кадрами и фотографиями, но это не помогает в достаточной степени, потому что видео сужается — и из-за этого становится почти нечем дышать.
Скоро музыкант выпускает еще один альбом, но это будет уже не соло-работа. В проекте Sons of AHITO участвуют восемь человек. Альбом будет называться AHITO («человек» с японского — прим. ATIME), как и лейбл, под которым работает этот проект. Музыканты предполагают, что слушатели воспримут этот альбом легче, чем Harmonize the Differing Interests и Shadows. При этом Сатол отмечает, что это будет всё та же экспериментальная смесь разных стилей и электронный авангард.
Звучание треков Сатола хоть и кажется простым, но оно настолько многокомпонентное, что вызывает множество ассоциаций. Например, в Follow the crowd можно услышать отголоски Maybeshewill, а в Sabita Hana с грядущего альбома AHITO — намеки на 65daysofstatic. Подробнее об альбоме и отношении к своей музыке рассказал сам Сатол. Мы задали ему несколько странных и не очень вопросов.
Сатол — это твое настоящее имя? Если нет, расскажи об истории этого псевдонима.
Слушателям незачем знать мое имя, но, если что, Сатол рифмуется с моей фамилией. А еще это почти анаграмма от lotus (англ. «лотос»).
Были ли у тебя заказы от рэп-исполнителей на биты и минусовки?
Конечно, я писал треки для других музыкантов. Но это были только бизнес-заказы, я ничего не чувствовал, сочиняя музыку для них. Это нельзя назвать моим настоящим творчеством.
Были ли такие исполнители, из музыки которых ты брал интересные детали для своей?
Я начал писать музыку в 17, но тогда у меня не было тех, кто вдохновлял бы меня. Мне просто нравилась музыка, и я хотел сочинять свою. Еще я хочу сказать, что сейчас меня вдохновляет мой проект AHITO. Спасибо за всё моей команде — Рётаро, ЛОА и Ако. И спасибо большое Илье (совладелец лейбла и представитель AHITO в России — прим. ATIME) и Кате за возможность рассказать о моей музыке российским слушателям. Кстати, альбом будет доступен для покупки и в России — в цифровом виде и на пленочных кассетах, которых будет всего 22.
К каким еще жанрам, кроме фьюче-гэридж и экспериментал, можно отнести твою музыку?
Я не хочу относить свою музыку к каким-либо жанрам вообще. Потому что японская музыкальная сцена, она одновременно и имитирует чужие жанры, и сохраняет свои традиции. Послушайте хотя бы гагаку! (Гагаку — жанр японской классической музыки — прим. ATIME). Я считаю, что Японии в этом плане давно пора проснуться!
Как ты думаешь, может ли твоя музыка погрузить человека в особое состояние, как, например, какие-нибудь препараты?
Возможно. Моя музыка — это одновременно некое химическое пространство и реальная жизнь. Но, разумеется, я не искусственный, я настоящий, живой.
Ты называешь свою музыку «музыкой будущего». Тогда какое же будущее, по твоему мнению, нас ждет?
Да, я считаю свою музыку и музыку AHITO футуристичной. Но будущее AHITO и человечества не связано. Но мы в AHITO битами и текстами хотим сказать людям «не убивайте себя», это наш призыв человечеству, потому что нам страшно, как много суицидов случилось в последнее время. Но наши тексты не абсолютно светлые, ведь чтобы достучаться до людей, нужно использовать и свет, и тень, ведь они переплетаются внутри каждого человека.
Екатерина Куненко
Фото предоставлено исполнителем
Статья подготовлена при поддержке паблика J-MUSIC LIFE
Сатол, SATOL, AHITO, фьюче-гэридж, экспериментальная музыка, Япония