Музыка  23 сентября 2016

Кей-поп 90-х

Девяностые снова актуальны, и не только в одежде или киноремейках. Эстетика и дух свободы этого десятилетия нашлись и в музыке, в том числе южнокорейской, и под конец августа Jay Park вернулся с City Breeze, и музыка, и видео которой заставляют с теплотой подумать о 90-х. Но то Jay Park, а настоящая музыка 90-х — по крайней мере российская — обычно вызывает смешанные чувства, попурри из ностальгии, смущения и недоумения. А как у них?

В Южной Корее музыка 90-х имеет гигантское значение для современной индустрии, поскольку именно тогда появился кей-поп. Как менялась популярная музыка в Корее 90-х и чьи имена кричали фанатки на концертах (спойлер: не только H.O.T.), мы в ATIME решили узнать на основе рейтингов музыкальных передач тех лет. Разумеется, данные таких шоу, как Top 10 Songs (предшественник Music Bank), нельзя рассматривать как истину в последней инстанции, однако они отлично дают понять, что было востребовано.

Кей-поп появился в 1992 году, кто-то даже называет точную дату — 11 апреля. До этого страна заслушивалась тротом (песни легендарного Тэ Чжина до сих пор звучат на крупных концертах наравне с хип-хоп хитами групп третьей волны кей-попа, и как звучат!) и балладами. В 1990 году громко заявил о себе Ким Мину  сразу несколько его песен попали в список лучших на Top 10 Songs. Однако стать настоящей звездой ему не удалось, и через несколько лет он переквалифицровался в торговца машинами, сделав довольно успешную карьеру.

В 91-м люди влюблялись в песни Шин Сынхуна, которого потом назовут «Императором баллад» и одним из самых влиятельных поп-артистов Кореи. На удивление популярен был Ли Бомхак, довольно долго продержавшийся на первом месте Top 10 Songs с простой и ничем не примечательной Ibyeol Anin Ibyeol. Время расставило всё по местам — больше Ли Бомхак не занимал первых позиций в топах и стал заниматься преимущественно созданием саундтреков для сериалов.

В то же время в поп-музыке стали отчетливо звучать с одной стороны рок, с другой — дэнс, и вот Шим Син уже пританцовывал на сцене, пока на фоне скакала подтанцовка в серебряных плащах.

 

1992

 

В год икс  для корейской музыки два популярных актера дорам  Ким Минчжон и Сон Чжичан  объединились в дуэт The Blue и тотчас стали мегапопулярны у женской аудитории благодаря простым приятным балладам. Их сотрудничество могло само по себе стать основой для сериала  уже после первого альбома дуэт распался, а потом воссоединился в 95-м, чтобы снова поработить чарты и женские сердца, а потом опять исчезнуть. Но всемирной популярностью кей-поп обязан не им.

Феноменом стали только дебютировавшие Seo Taiji and Boys. В одноименном альбоме группы сочетались агрессивный хип-хоп в лучших традициях американских Beastie Boys, танцевальные биты и метал. Объединив простые музыкальные мотивы, свойственные западной музыке, и запоминающиеся припевы на корейском, они осовременили поп-музыку и задали направление, в котором затем будут двигаться кей-поп исполнители. Стоит ли уточнять, что группа дебютировала 11 апреля?

 

 

Увидев в ее популярности способ обогатиться, музыкальные компании вскоре начнут штамповать группы-клоны. А сами Seo Taiji and Boys просуществуют всего четыре года, после чего участники разойдутся своими дорогами. Со Тэчжи станет успешным сольным певцом, Ли Чжуно  музыкальным продюсером (время от времени будет попадать в сексуальные скандалы), а третий участник, Ян Хёнсок, создаст музыкальное агентство YG Entertainment.

 

1993

 

Seo Taiji and Boys были только предвестниками нового жанра, а до появления первой волны кей-поп групп оставалось еще несколько лет. На музыкальную моду влияли не только местные прогрессивные группы и выбор агентств, но и политика. Пока США сходили с ума по дивам Уитни Хьюстон, Мэрайе Кэрри и Дженет Джексон, в Корее под влиянием демократических реформ президента Но Тэу (в российских СМИ его имя обычно пишут как Ро Дэ У) стали популярны рок-музыка и метал. Тяжелая музыка в Южной Корее долгое время была аутсайдером, по большей части из-за введения государственной цензуры в 60-х. Теперь люди «дослушивали» всё, что было недоступно раньше. Особенно популярен стал панк — его элементы использовались в поп-музыке, а появившаяся в 93-м группа Crying Nut до сих пор является одной из самых влиятельных на корейской рок-сцене.

Так и получилось, что на протяжении пяти недель подряд рейтинг музыкальной передачи центрального канала возглавляла рок-баллада Чжан Хёнчоля, а Seo Taiji and Boys шокировали страну всё более тяжелой музыкой, из-за чего даже появились слухи, что в песнях группы зашифрованы сатанинские послания. Группу иногда не пускали на музыкальные шоу из-за пирсинга, рваных джинсов и дредов, но это не помешало уже второму альбому группы стать одним из самых продаваемых за историю корейской музыки на тот момент.

 

 

Бунтарский дух Seo Taiji and Boys проявлялся не только во внешнем виде. В 94-м группа выпустила альбом Kyoshil Idaeyo (Classroom Ideology), одноименная песня из которого жестко критиковала образовательную систему за давление, которое та оказывает на подростков. Наследие Seo Taiji and Boys четко звучит в ранних песнях бой-бэнда BTS, которые тоже какое-то время были сосредоточены на темах взросления и конфронтации с обществом. Еще один «привет» Seo Taiji and Boys звучит в песне MAMA группы Exo — только сравните гроул трэш-метал исполнителя Ан Хынчана в Kyoshil Idaeyo с тем, как звучит партия Кая.

 

1995

 

После разделения Кореи ее южная часть практически всегда находилась под влиянием американской культуры. В 50-х для американских военнослужащих открывали бары с западной музыкой и устраивали концерты Луи Армстронга и Мэрилин Монро, в 60-х стали появляться группы, похожие на The Beatles, в 70-х корейские музыканты вдохновлялись песнями Джона Леннона и Боба Дилана. В середине 80-х в США и Великобритании появилось техно. До Южной Кореи оно добралось не сразу, зато уже к 95-му году вся страна танцевала под рейв-группу R.ef, Noise и хип-хоп трио DJ Doc.

Seo Taiji and Boys тоже не стояли на месте, но вдохновлялись не техно, а гангстерским рэпом. В 1995 году в США вышел фильм «Опасные мысли». Саундтрек к нему исполнил Кулио  заглавный трек Gangsta’s Paradise стал международным хитом и поднялся на верхнюю строчку чартов в США, Великобритании, Норвегии, Австралии и еще девяти странах. Южной Кореи в этом списке не было, но очень вероятно, что из-за Gangsta’s Paradise появился новый хит Seo Taiji and Boys, «Come Back Home», в которой музыканты читают рэп в новой для страны гангста-манере.

 

 

1996

 

В начале 1996 года Seo Taiji and Boys распались посреди записи пятого альбома. Причем не только к ужасу фанатов, но и к удивлению двух ее участников  Ян Хёнсока и Ли Чжуно. В их отсутствие сцену поделили балладники и исполнители танцевальных треков. Дольше всех в музыкальных рейтингах KBS держались Ким Чжонмён, DJ Doc и дуэт Clon. Последние запомнились прежде всего как популяризаторы хореографии  они выступали с большой подтанцовкой и сами много двигались по сцене с незатейливыми движениями, которые было легко выучить фанатам. В то же время Clon снимали очень прогрессивные клипы  видео Nan даже может быть руководством к созданию собственного образцового хип-хоп клипа (спойлер: гангстерская эстетика, ночная жизнь, строгие костюмы и сексуальные женщины). Но главное событие произошло в сентябре, когда под лейблом SM Entertainment дебютировала группа H.O.T.

 

1997

 

SM создало первую настоящую кей-поп группу: в песнях обязательно были простой припев и рэп-вставка, запоминающаяся хореография, а в участниках группы было много эгьё, то есть непосредственности и милого поведения. Проще говоря, это был баблгам-поп на корейский лад. Группа должна была стать кумиром подростков, и ожидания агентства она оправдала в полной мере.

Рецепт казался универсальным, и в стране начали появляться герл-бэнды  Baby V.O.X., Diva,  S.E.S. («женская версия H.O.T.», также созданная в SM). Концепция невинных школьниц, поющих о первой любви, продолжает приносить деньги и сейчас. Одна из самых успешных современных групп подобного рода  Apink.

Вместе с первыми кей-поп группами в Корее появился культ айдолов и фэндомная культура. Повсюду продавался мерчендайз, фанаты придумывали кричалки для выступлений и ночевали перед домами кумиров. Больше всего доставалось H.O.T., за которыми фанаты ходили по пятам. Хорошей альтернативой для тех, кому H.O.T. набили оскомину, стал еще один свежий бой-бэнд, Sechskies, сделавший ставку на сильный сексуальный образ.

 

 

 

Фанатки кричали и на выступлениях Пак Чжинёна  в 97-м успешного соло-исполнителя, а до этого провалившегося в составе группы Park Jin Young and the New Generation, а потом еще и отвергнутого на прослушиваниях в нескольких музыкальных агентствах, в том числе SM. Пак был разносторонним артистом  создавал цепляющую свежую музыку, ставил забавную хореографию и был ни много ни мало фэшн-иконой, но поначалу в его коммерческий успех не верили. Однако его сольная карьера пошла успешно, а в 97-м году он создал собственное музыкальное агентство Tae-Hong Planning Corporation, которое через четыре года будет переименовано в JYP Entertainment.

Тогда же, в 97-м, появились первые корейские музыкальные «гастарбайтеры». Осенью разразился глобальный экономический кризис, и чтобы предотвратить крах экономики, правительство Кореи было вынуждено сделать крупные займы у Международного валютного фонда. Поскольку внутренний рынок стал приносить меньше прибыли, H.O.T. решили выпустить альбом на китайском языке, а Diva записали англоязычный альбом для Тайваня. 

Но если говорить о популярности в музыкальных рейтингах, всех обставил Им Чанчжон, который благодаря балладе Again взял главные призы Golden Disk Awards, Seoul Music Awards и KBS Music Festival.

 

1998

 

Век кей-поп групп был недолог. H.O.T. просуществовали пять лет, Baby Vox фактически распались через семь лет после дебюта, Diva  восемь, S.E.S пять, Sechskies  три. Те, кому удалось просуществовать дольше, сильно растеряли в популярности с приходом нового тысячелетия.

Одна из самых старых действующих групп  Shinhwa. В марте этого года ей исполнилось 18 лет, а это больше, чем любому из участников недавно дебютировавшей группы NCT Dream.

Будучи под крылом такого влиятельного агентства, как SM, группа хорошо стартовала. Но недостаточно хорошо: сначала на них поставили клеймо очередных копикэт H.O.T., а релиз сингла Eusha! Eusha! с последующим продвижением неудачно совпал с нашумевшим инцидентом лета 1998 года. Подводная лодка военно-морского флота КНДР, предположительно шпионская, запуталась в рыболовных сетях неподалеку от Сокчо, помощи ждать им было неоткуда. Когда подлодку обнаружили, все были мертвы  власти Южной Кореи объявили, что шпионы застрелили экипаж, а потом покончили с собой. В таком контексте Eusha! Eusha!, приглашавшая всех вместе искупаться в море, стала казаться неуместной.  

Второй альбом  T.O.P. 1999 года  группа будто и не собиралась продвигать на музыкальных шоу. Тем не менее, альбом стал коммерческим хитом и ознаменовал уход Shinhwa от баблгам-попа, а значит, и H.O.T., к более взрослым образам и агрессивным трекам. Сингл Yo!, очаровательная отсылка к лучшим песням Seo Taiji and Boys, стал одним из главных в карьере группы. Песня семь раз попала на первую строчку музыкальных рейтингов; побить свой рекорд группе удалось только 14 лет спустя благодаря синглу This Love.

 

 

Очевидно, что агентство SM Entertainment задавало тон популярной кей-поп музыке первой волны  да и с годами мало что изменилось. Сейчас артисты SM конкурируют с YG Entertainment и JYP Entertainment  агентства «большой тройки» внесли, пожалуй, самый значимый вклад в кей-поп. В 90-х достойную конкуренцию агентству составляло DSP Media, тогда Daesung. Это в его стенах появился бой-бэнд Sechskies, о котором уже говорилось выше,  пик его популярности как раз пришелся на 98-99 годы, когда группа с акцентированным хип-хоп и RnB звучанием регулярно поднималась на верхние строчки чартов, собирала полные залы и уносила призы с местных «грэмми».

К большому сожалению, группа распалась всего через несколько лет после дебюта, в 2000-м. Позже один из ее участников расскажет, что группа попросту решила уйти в зените славы, но кто знает, что было на самом деле. Однако в этом году стало известно о возвращении Sechskies. В начале сентября группа провела концерт, а теперь готовится к выпуску альбома, скорее всего, под лейблом YG.

Еще одной успешной группой DSP был герл-бэнд Fin.K.L, один из двух главных конкурентов S.E.S наравне с Baby V.O.X. И Fin.K.L, и S.E.S эксплуатировали образы поющих ангелочков, но первые делали упор на RnB баллады, а через пару лет даже выпустили альбом с ремейками хитов 80-90-х. Всегда лояльная к проникновенным балладам Корея приняла их с распростертыми объятиями, а тинейджеров в фанклубе потеснили 20-ти и 30-летние.

 

Мировая популяризация кей-попа совпала с началом нового тысячелетия и распространением дорам — первыми попались на удочку Китай и Тайвань, потом Таиланд и другие страны азиатского региона. «Зимнюю сонату», «Жемчужину дворца», «Полный дом» показали в десятках странах, спровоцировав бум на корейские сериалы. Вместе с ними стал более востребованным и кей-поп — Shinhwa и Baby V.O.X. давали крайне успешные концерты в Китае, H.O.T. тоже успели получить там признание до распада. И совсем немного оставалось до второй волны кей-попа: в 2003 году появились TVXQ, в 2005-м —  SS501 и Super Junior, еще через год — Brown Eyed Girls и Big Bang.

Однако заслуга поп-групп 90-х не только в том, что они сформировали основы кей-попа и проложили дорогу новым коллективам. Также они оставили успешных продюсеров, сформировавших «большую тройку» музыкальных агентств, и нескольких, зато таких прекрасных соло-исполнителей. Уж Бада (S.E.S.), Кан Миён (Baby B.O.X) и Ли Хёри (Fin.K.L) точно дадут фору многим солисткам помоложе.

 

Виктория Калинина, Евгения Хван


Южная Корея, КНДР, кей-поп, Seo Taiji and Boys, H.O.T., Baby V.O.X., Fin.K.L, S.E.S, SM Entertainment, JYP, Shinhwa

Закажи рисунок себе или другу у pavlinypls