История  29 июля 2016

Идеальная женщина Древнего Китая

«Женские школы целомудрия» стали нашумевшим событием в Китае последних лет. Пропагандируя такие добродетели, как «никогда не спорь со своим мужем», «будь покорной» и «не разводись», они вызвали волну гнева среди китайских женщин, которые тысячелетиями пытались освободиться от подобных оков.

Общество Китая приписывало очень строгие и трудновыполнимые стандарты понятию «хорошая женщина», пишет The World of Chinese. Основные требования были сформированы в моральный кодекс «Три послушания и четыре добродетели», ставший частью таких канонических текстов конфуцианства, как «И ли»  («Образцовые церемонии и правила благопристойности») и «Чжоу ли» («Чжоуские ритуалы»).

 

Три послушания

 

Слушайся отца до замужества

Для незамужних женщин подчинение родителям было главным проявлением почтительности. Свободная воля не поощрялась ни в чем — от повседневной жизни до решения о браке. Желание самостоятельно выбирать, за кого выходить замуж, считалось аморальным и унижало всю семью.

Дочери также должны были заботиться о родителях и жертвовать собой ради них, если потребуется. Образцами для подражания в Древнем Китае были Ти Ин из династии Хань, которая спасла своего отца, написав убедительное письмо императору, и Цао Э, решившая уйти из жизни вслед за утонувшим в реке отцом.

 

Слушайся мужа в браке

Перед свадьбой мать невесты обучала ее «не противиться своему мужу». Примечательно, что поговорка, описывающая идеальные отношения между супругами, буквально переводится как «держать поднос на уровне бровей». Также добродетельная  жена должна была хранить верность своему мужу даже после его смерти. Хотя выходить замуж повторно не запрещалось, общество такой выбор не уважало. Зато тех, кто совершал самоубийство после смерти супруга, восхваляли как целомудренных женщин. The World Of Chinese утверждает, что во времена династии Мин существовал подобный закон: если женщина становилась вдовой до тридцати лет и больше не выходила замуж, ее семья освобождалась от рабства. Поэтому, даже если женщина не хотела оставаться одинокой, семья могла принудить ее к этому.

 Гу Кайчжи, свиток «Мудрые и добропорядочные женщины»

Фрагмент свитка «Мудрые и добропорядочные женщины», Гу Кайчжи (IV век н.э.)

 

Слушайся сына во вдовстве

После смерти мужчины  главой семьи становился сын. И хотя по традиции он должен был уважать мать, принятие важных решений лежало именно на нем, как и власть над судьбой матери. Таким образом «Три послушания» контролировали все этапы жизни женщин, однако существовали и особые требования — «Четыре добродетели».

 

Четыре добродетели

 

Нравственность

В древние времена важность добродетели поднялась до небывалых высот и иногда противопоставлялась таланту. В книге «Уроки для женщин» говорится, что «хорошая женщина не нуждается в талантах», а поговорка «женщина без талантов — добродетельная женщина» известна до сих пор. По иронии судьбы, автор «Уроков» Бань Чжао сама была очень талантливой женщиной.

По мере развития китайского общества стандарты становились всё строже. Как невестка женщина должна была безропотно подчиняться родне мужа; как жена она должна была не ревновать его к любовницам; как мать она должна была обучать детей правильному образу жизни; как мачеха — любить детей мужа, как собственных. В бедности женщине нельзя было проявлять недовольство, в богатстве ей предписывалось оставаться бережливой и прилежной хозяйкой.

 

Речь

В современном Китае далеко не все ценят красноречие — считается, что неосторожная болтовня ведет к проблемам. Для женщины подвешенный язык никогда не был достоинством. От женщин требовалось говорить мало и только правильные вещи. Под этим подразумевалось, что нельзя критиковать членов семьи, и муж мог развестись с женой из-за ее злословия. А слово «сплетница» (чаншэфу) применялось и применяется только по отношению к женщинам, мужского аналога у него нет.

 

Фрагмент свитка «Мудрые и добропорядочные женщины», Гу Кайчжи (IV век н.э.)

Фрагмент свитка «Мудрые и добропорядочные женщины», Гу Кайчжи (IV век н.э.)

 

Внешность

В конфуцианстве мужчина должен был заботиться о добродетельности жены, а не о ее внешности, поэтому и женщина не должна была тратить на это много времени. Ей надлежало быть чистой, опрятной и заурядной. Считалось, что «слишком красивая» женщина, femme fatale, предвещала неудачи и привлекала зло.

В Китае восхваляли порядочных мужчин, которые женились на некрасивых, но добродетельных женщинах. При этом очень популярным был совет: сделай некрасивую женщину своей женой, а красивую — наложницей.

 

Работа

В Китае хорошая жена буквально зовется сяньнэйчжу, «отличным бытовым помощником». Согласно традиционному социальному разделению труда, в обязанности жены входило управление домашним хозяйством, уход за членами семьи и гостями и подготовка к религиозным церемониям.

Бань Чжао утверждала, что хорошая жена не должна быть слишком способной, достаточно «заниматься работой и не отвлекаться». Но на практике, если хозяйка не была достаточно умелой, ее могли обвинить в глупости или лени, что плохо сказывалось на репутации.

Прошли тысячелетия, но до сих пор, желая похвалить женщину, в Китае (впрочем, не только там) ее называют сяньци лянму — хорошей женой и матерью, не учитывая личностные качества. Конечно, нынешнее положение женщины в Китае куда лучше, чем несколько веков назад, но главные изменения еще впереди, считает The World of Chinese.

 

Оксана Куртина

Главное фото: «Весеннее утро во дворце Хань», Цю Ин


Китай, Древний Китай, Три послушания и четыре добродетели, конфуцианство

Закажи рисунок себе или другу у pavlinypls