История  22 мая 2015

Напуганный тигром боится кошки

«Не всё коту масленица», «чует кошка, чье мясо съела» — в русской культуре существует множество пословиц и поговорок о кошках и котах, что говорит нам о том, насколько сильно повлияла кошка на русского человека. Жители Южной Кореи, в свою очередь, также отличаются своим отношением к представителям семейства кошачьих.

Кое-что из истории

 

Кошка всегда считалась естественным союзником человека против грызунов. Однако вплоть до конца ХХ в. кошку в Корее воспринимали как животное-паразита — бездомная кошка по-корейски зовется кошкой-вором.

В позитивном смысле о них вспоминали только во время эпидемий холеры: люди считали, что боль в животе происходит от крысообразных демонов, «заводящихся в человеческих животах», поэтому они прикладывали к болезненным местам кошачью шкуру, вешали или рисовали на стенах изображения кошек, чтобы отпугнуть крыс, нанимали шаманов, которые должны были вызывать кошачьих духов, и имитировали царапанье кошек, чтобы избавиться от болезни.

Первые иностранцы в Корее старались заводить кошек. В июне 1895 американскому послу подарили двух котят, так как, по словам жены посла, «здесь кошки весьма необходимые члены семьи, ибо крысы и мыши тут многочисленны и наглы». Тем не менее, сами корейцы не понимали, зачем европейцы держат кошек дома.

Х.В. Халберт, протестантский миссионер, прибывший в Корею в конце XIX в., описал кошачью участь как довольно незавидную: «Кошек практически всегда принято считать бездомными и неисправимыми ворами. Они — естественная жертва вездесущих собак и маленьких мальчиков. Наше наблюдение привело к печальному заключению: старость стоит в самом конце списка причин кошачьей смертности».

Пока Корея была деревенской страной, отношение к кошкам было более нейтральным, потому что они ловили мышей. Но когда на смену деревенским домам пришли городские многоэтажки, для кошек не осталось места. Вплоть до конца ХХ в. жилищные условия в Корее были хуже российских — в городской квартире было очень мало места.

В XXI в. отношение к кошкам начало меняться в том числе и вследствие японского тренда и моды на «кавайных нэко». Позитивный образ кошки стал появляться в рекламе, увеличилось число людей, которые держат кошек дома. Кошки заняли уверенную позицию «домашних любимцев», но тогда это понятие было ближе к любимым вещам, чем к домашним животным: если кошка надоела или провинилась, ее могли выставить на улицу. Таким образом, количество брошенных животных возрастало.

 

Бродячие кошки

 

В 2014 бродячие кошки встречаются на улицах Сеула в достаточном количестве, но всё равно число их сравнимо скорее с Москвой, а не с городами Израиля, Греции или Турции, где бродячих кошек действительно много. Некоторые даже дают себя погладить и не бегут от людей, как раньше.

Власти, по словам зоозащитников, продолжают относиться к бродячим кошкам именно как к паразитам, численность которых надо сокращать радикальными методами. С другой стороны, есть и кошачьи приюты, и организации, которые занимаются защитой прав бродячих животных, в том числе специальная Корейская организация защиты кошек, созданная 60-летней Ким Чжинхи, которая уже около 10 лет подкармливает кошек в своем квартале.

Разница между домашним питомцем, владение которым является престижным знаком определенного социального статуса, и бродячей кошкой в Корее сохраняется. Человека, который пытается взять бродячую кошку с улицы или из приюта, воспринимают как неадекватного. Считается, что карма бродячих кошек — жить на улице, и поэтому нельзя вмешиваться в их жизнь. Те, кто их подкармливает, становятся жертвами общественного порицания как неудачники, у которых нет друзей-людей. Большинство приличных людей, которые подкармливают кошек, делают это в темное время суток.

 

Съешь пять пирожков — собери кошку

 

Корейцам часто достается от зоозащитников-европейцев за употребление в пищу собачьего мяса. Кошачье же мясо использовали лишь для приготовления лекарства для лечения артрита и ревматизма в начале XXв. — к мясу добавляли имбирь, каштаны и другие компоненты. В повседневной или элитной корейской кухне блюд с использованием кошатины нет, как нет и традиции разводить этих животных на мясо. В конце XXвека стали активно рекламировать настойку из кошатины и другую аналогичную продукцию — это может быть связано с образованием большой популяции бродячих кошек, утилизация которых стала для кого-то доходным делом.

 

Можно не волноваться

 

На протяжении нескольких веков отношение корейцев к кошкам было однозначно негативным. Существует множество мнений о том, что же стоит за нелюбовью к кошкам:

  • Кошка — это грязное и заразное животное, которое роется в мусор­ном баке; животное-паразит, которое ближе к крысе и иным город­ским паразитам, чем к домашним животным.
  • Человек и животное в одном доме — это неудобно. Смотреть на кошек приятно, особенно на картинках, но кошка в доме не принесет ничего хорошего.
  • Кошка вызывает страх, особенно ее глаза; если кошку обидеть, то потом она обязательно жестоко отомстит, используя свои когти.
  • Кошачьи волосы мо­гут проникать в матку, препятствовать беременности и повреждать плод. Это миф, и сегодняшняя молодежь уже с ним не знакома.
  • Людей раздражают кошачьи «концерты», а кошачья шерсть может вызывать аллергию.
  • Кошки писают в туфли, а у человека они могут быть одни.
  • Кошка — это символ Японии (манэки — нэко), а в Японии не может быть ничего хорошего. Такое заключение — результат мощного анти-японизма корейского государственного мифа.
  • Черная кошка — признак ведьмы, так считается в христианстве, которое было распространено в Корее.
  • Кошка — маленький тигр. Тигров корейцы боялись, поэтому таким образом вымещали свой страх на кошках.

К нашему времени отношение к кошкам в Корее сильно изменилось. Сейчас корейцы считают этих животных милыми. По результатам опроса в 2013 году можно выявить самые распространенные ассоциации на слово «кошка»: хитрый; мягкий; ответственность (хозяина за животное); ест мышей; поговорка «спокойная/порядочная на вид кошка первой прибегает на кухню» (русский аналог «в тихом омуте черти водятся»); Россия (много кошек и собак); маленький тигр; женщина (женщина-кошка).

Признаком большого позитивного сдвига в сторону хорошего отношения к кошкам является разнообразная реклама с участием кошек, нацеленная на молодежную аудиторию: реклама телефонов, интернет-шоппинга, фотоаппаратов, телефонных компаний. Много кошачьей темы в одежде и аксессуарах, причем это не известный бренд «Hello Kitty», а самые разнообразные милые и веселые котики.

Можно выделить три важных фактора, которые повлияли на изменение отношения к кошкам. Во-первых, это растущий уровень жизни: с одной стороны, увеличились семейные расходы, с другой — кошка перестала быть объектом агрессии. Во-вторых, рост урбанизации изменил роль кошки так, что она стала домашним питомцем. В-третьих, культура глобализации привнесла в культуру Кореи общее отношение к домашним животным, включающее в себя и благотворительность по отношению к бродячим животным. Таким образом, за судьбу кошек в Южной Корее можно не волноваться.

 

Екатерина Куненко

по материалам статьи К. В. Асмолова «Трансформация образа кота в массовом сознании Южной Кореи»

Фото: 1, 2


кошки, история Кореи, питомцы


Закажи рисунок себе или другу у pavlinypls