Музыка  18 ноября 2015

Три поколения кей-поп айдолов

Любители кей-поп музыки часто очень тщательно и долго подбирают плейлист для плеера — и в итоге там собирается всё самое любимое, от олдскульных H.O.T, что-то зачитывающих под задорный бит, и вечно хитовых DBSK, вызывающих чувство ностальгии, до безумно популярных EXO с их новым треком. Эти коллективы очень разные и по возрасту, и по стилю. Но, несмотря на это, их музыку приятно слушать хоть вместе, хоть по отдельности. И H.O.T, и DBSK, и EXO — все они ярчайшие представители трех разных поколений корейских айдолов. И это поневоле заставляет задуматься — к чему это разделение? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно начать с самых истоков возникновения кей-попа.

В омут с головой

 

Популярность кей-попа не вызывает удивления — фанаты привыкли к качественному и частому контенту, они регулярно тратятся на официальную атрибутику, альбомы, концерты и встречи с кумирами. Никому и в голову не приходит, что всего двадцать лет назад корейцы довольствовались тротом. И это происходило до тех пор, пока не наступил 1996 год, который положил начало культовой корейской волне — халлю.

Как и положено любой уважающей себя волне, она накрыла Азию внезапно и всепоглощающе, получая сотни самых разных отзывов. Захлебнувшиеся корейской поп-музыкой японцы даже организовали антихаллю-движение и выпустили мангу с соответствующим посылом.

Агентство SM Entertainment, известное любому, кто хоть издали знаком с корейской поп-музыкой, совершило революцию в стране: выпустило в свет первую айдол-группу с горячим и запоминающимся названием H.O.T.

Эксперимент оказался более чем успешным: корейские подростки, которые до этого о подобных коллективах могли слышать только в иностранных медиа, буквально сошли с ума. И не они одни – множество других компаний подхватили эту идею. Вскоре корейская нация услышала о таких группах, как Sechs Kies, NRG, Jinusean, 1TYM, Shinhwa, G.O.D, Baby VOX, SES и Fin.K.L.

Это был прорыв. Появились официальные фанклубы, которые исчислялись десятками, сотнями тысяч участников, а доходы от продаж дисков, билетов и фан-атрибутики — миллионами вон. Так родилось самое первое поколение кей-попа, которое заложило основу для развития корейской музыки и ее популяризации за пределами страны.

 

H.O.T.

 

Стиль подавляющего большинства  групп первого поколения был схож с андеграундным хип-хопом, который перемежался прилипчивыми мотивами и простой запоминающейся хореографией. Талантливые вокалисты были редкостью, но в них и не было особой надобности — умение читать рэп было куда более ценным. Именно поэтому исполнители выглядели как жители американских гетто-кварталов того времени, только с куда более странными прическами.

Айдолы стали законодателями подростковой моды и примерами для подражания. Одеваться, стричься и вести себя как кумир стало нормой и ожидаемо привело к фанатским распрям. Тогда и проявилась темная сторона кей-попа: войны между фанклубами и рождение такого феномена, как «сасен-фанаты», который, впрочем, еще не носил столь массовый характер (самые безумные фанаты, попытки которых сблизиться со своими кумирами выходят за все возможные рамки — примечание ATIME).

С 2000 по 2002 распались четыре самые популярные группы Кореи: Sechs Kies, H.O.T, SES и Fin.K.L. Это подкосило фанатов, и на какое-то время интерес к кей-попу заметно упал.

 

И всех накрыло цунами

 

В 2003 году дебютировали DBSK, и это всё изменило. Волна накрыла Корею с удвоенной силой и не щадила никого – группа достигла первого места в корейских музыкальных чартах спустя всего три месяца после своего дебюта. Фанклуб группы «Кассиопея» попал в Книгу рекордов Гиннесса как самый большой в мире — в то время он насчитывал более 920 тысяч участников, включавших сасен-фанатов. Именно на DBSK обрушился огромный поток обезумевших фанатов. Проникновение в общежитие, пощечины, попытки отравить клеем и письма менструальной кровью — это еще не все выходки, которые приходилось терпеть участникам группы на пике популярности.

 

DBSK

 

Безумие, охватившее страну, подогрели яркие дебюты Girls' Generation, Wonder Girls, Super Junior и Big Bang. Они открыли путь для продвижения других групп в Японии, упрочившись на местном музыкальном рынке. Вместе с этим кей-поп предпринял попытки вырваться за пределы Азии, активно, хоть и не особо успешно, продвигая себя в США.

То, что количество новых исполнителей возрастет в геометрической прогрессии, было ожидаемым. Список талантливых и прославившихся групп пополнился множеством имен: 2NE1, Beast, SHINee, Infinite, Kara, A-Pink, Sistar.

Айдолов начали усиленно критиковать за недостатки. Быть просто красивым и талантливым уже недостаточно, нужно было быть лучшим во всем. Идеальная хореография, сильные вокалисты, как на подбор красивые участники — обновленный рецепт успешной группы. До тех пор пока этих групп не стало слишком много.

Когда ситуация в среде поп-музыки стала накаляться, кей-поп сделал новый прыжок, теперь на мировой рынок. Корейский рэпер и сольный артист Psy стал всемирно известным и попал в историю благодаря YouTube и своему незабвенному хиту «Gangnam Style». И примерно в это же время, прямиком из SM Entertainment, дебютировала новая группа — EXO.

 

Ты узнаешь ее из тысячи

 

Именно этот дебют связывают с началом нового поколения корейской поп-музыки. ЕХО установили рекорд продаж своего первого альбома, который разошелся тиражом более миллиона копий. На них обрушился шквал критики за «незаслуженную славу», но билеты на их концерты всё равно раскупали за считанные минуты.

 

Альбомы кей-поп групп

 

Теперь к молодым группам требований еще больше. Новички, и речь сейчас идет не только об EXO, столкнулись с ошеломляющим потоком критики в интернете. Объективы камер становятся лучше, а значит виден каждый недостаток, каждый лишний килограмм, каждое неверное движение и слово. И всё это записывается на сотни устройств одновременно. 

Большинство дебютантов так или иначе сталкивается с ненавистью вечно всем недовольных интернет-пользователей. Недостаточно красив, недостаточно хороший певец, недостаточно хороший танцор, плохая репутация, пластические операции — поводов для критики масса и логики они не требуют. Найти оригинальный концепт группы практически невозможно, а это значит, что из тысячи дебютировавших групп известной становится лишь пара-тройка. Варианты давно перебраны множество раз: сексуальность вызывает только негатив, танцы невольно сравниваются с постановками уже известных коллективов, голоса клеймят посредственными.

EXO, BTS, Got7, Mamamoo, Red Velvet и еще десяток коллективов становятся новой вехой в корейской поп-музыке. Они молоды, сильны, красивы и активны. Они нацелены на международный рынок и чаще организуют мировые туры, захватывая чарты других стран. Возможно, кто-то скажет, что уникальных групп в кей-попе не так уж и много и новое находить всё сложнее. Но и это толчок к прогрессу, вынуждающий их становиться лучше.

 

Мари Саммари

Фото: 1, 2, 34


кей-поп, музыка Южной Корее, DBSK, H.O.T., EXO, Big Bang, халлю, корейская волна, SM Entertainment, Psy, Gangnam Style

Закажи рисунок себе или другу у pavlinypls

Читать на эту тему