Кино  6 октября 2015

Фильмы со странностями

Если вы хотите уютно провести вечер с чашкой чая и хорошим фильмом, то эти картины не для вас. Они странные, не всегда понятные, и многие из тех, кто решатся их посмотреть, вряд ли усидят до конца. ATIME приготовил для вас подборку японских фильмов, после которых вы непременно зададитесь вопросом «что это только что было».

Японский кинематограф сам по себе тяжело воспринимается человеком неподготовленным, а что уж говорить о том, что рассчитано не на массового зрителя. Это тяжело, но предлагаем вам проделать путь «через тернии к звездам» и оценить то, что не всегда нуждается в оценке.  

 

Ад Рампо (2005)

 

«Ад Рампо» — четыре киноновеллы, снятые по рассказам Эдогавы Рампо, основателя современного японского детективного жанра. Будучи поклонником творчества Эдгара Алана По, он взял псевдоним, созвучный его имени.

Новеллы получились совершенно разными и стилистически, и сюжетно, но объединяет их в первую очередь тема адских мук. В «Канале Марса» режиссер Такеучи Сугуру блестяще раскрывает ее, заставляя актеров не произносить ни слова. Пугающая тишина усугубляет впечатление от гнетущего развития сюжета. Режиссер играет со звуком, используя безмолвие и нарастающий саспенс, чтобы показать эмоциональное состояние героев.

 

«Гусеница»

 

«Ад зеркал» — мистический детектив, сюжет которого закручен вокруг смерти нескольких женщин, связанных с таинственным мастером зеркал.  В новелле часто повторяется фраза «жизнь — это отражение в зеркале». Сама режиссура (Джиссоджи Акио) картины строится по тому же принципу: при смещении фокуса зритель понимает, что то, что он видел до этого — лишь отражение. Здесь адом становится любовь к себе. Все новеллы в «Ад Рампо» символичны, а в этой самый логичный сюжет из всех  — она легче других для восприятия.

Во время просмотра другой новеллы, «Гусеницы» (Сато Хисаясу), хочется закрыть глаза. Это новелла-притча,  в которой сдирают маску доброты с жены бывшего солдата-калеки, «бога войны». У него нет рук и ног, лицо в шрамах, он не способен говорить, лишь писать, зажав карандаш во рту. «Богиня, у которой есть ручная гусеница» — такую характеристику ей дает один из героев новеллы. Отягощает просмотр и сексуально-садистские отношения между супругами. Новелла настолько яркая, насколько и отталкивающая.

Главный герой новеллы «Жуки»страдает от мизофобии. «С тех самых пор, как я влюбился в тебя, моя жизнь превратилась в ад», — говорит он актрисе театра, которую часто подвозит, работая водителем.  Увлечение перерастает в настоящую страсть, которая заставляет его всё же решиться открыться любимой женщине и, даже больше, прикоснуться к ней.  Прикосновение, которое для обычного человека ничего не значит, толкает героя в настоящее безумие. В возлюбленной он видит лекарство. Но это не милая романтическая новелла, так что на хэппи энд рассчитывать не стоит.

 

«Похоронная процессия роз»

 

Не только тема ада связывает истории, это еще и сильная работа актеров, операторов и режиссеров. Когда смотришь тот же «Ад Рампо», создается впечатление, что только японцы способны создавать такие красивые и одновременно отталкивающие работы.

 

Похоронная процессия роз (1969)

 

Это не первая артхаусная работа режиссера Тошио Мацумото, она должна попасть в список «маст си» каждого, кто считает себя ценителем не массового кино. Киноистория трансвестита Эдди, который работает хостом в гей-клубе, снимается в порно и ищет любовь, похожа на черно-белый многослойный пирог.

Иногда создается ощущение, что это не художественный, а документальный фильм со вставками, во время которых человек за кадром спрашивает трансвеститов о том, нравится ли им их жизнь, счастливы ли они и как стали такими. С одной стороны, это фильм о времени и расцвете гей-культуры в Японии, с другой — просто о тех, кто ищет или борется за свою любовь.

 

Короткометражная картина Имаизуми Коичи «Ангел в туалете» (1999) — о странном ангеле, который живет в мужском туалете и занимается там уборкой. На самом деле поток сознания режиссера сложно интерпретировать однозначно. Он показывает нам ангела определенно не в христианском понимании: в фильме есть эротические сцены с участием главного героя.

 

Токио! (2008)

 

Проект под названием «Токио!» — продукт совместной работы Японии и Франции.  Он состоит их трех историй, снятых тремя разными режиссерами в сюрреалистической манере. Объединяет их общее место действия.

 

«Сотрясающийся Токио»

 

«Дизайн интерьера» — фантастическая история о превращении женщины в стул. Незаметная и ведущая бесцельную жизнь, как утверждают все вокруг, главная героиня хочет просто жить, как она считает нужным. Она задается вопросом, что определяет человека: мечты и амбиции или то, что он любит. Ответ на этот вопрос героиня находит. Эта история на удивление легкая.

А вот «Дерьмо» — о монстре из канализации, арестованном за нападение на прохожих и попавшего в суд. Эта история неоднозначна и напоминает зарисовку к по-настоящему интересному фантастическому фильму. У зрителя появится множество вопросов, на которые, к сожалению, ответа не последует. Придется помучиться и самому попытаться понять, что там произошло на самом деле. 

«Сотрясающийся Токио» рассказывает о хикикомори, который не выходил из дома много лет. «Всё движется», — говорит главный герой. — «Вот уже десять лет, как не двигаюсь я». Законсервированный в пространстве собственного дома, он живет так до тех пор, пока не встречает разносчицу пиццы. Чтобы уберечь ее от ошибки, ему придется выйти из дома, а в Токио в этот момент начнется землетрясение. Эта история очень нежная и воодушевляющая.

 

Катерина Небесная


японское кино, Япония, артхаус, Ад Рампо, Похоронная процессия роз, Токио

Закажи рисунок себе или другу у pavlinypls