Кино  20 апреля 2016

Китайский кусок пирога

Кинорынок Китая очень привлекателен для зарубежных кинопроизводителей. ATIME разобрался, на какие ухищрения они идут, чтобы «срубить» кассу в китайских кинотеатрах, и причем тут авторское кино.

По  прогнозам аналитиков, уже в следующем году китайский кинорынок станет первым, обогнав США. Он растет со скоростью 30-40% в год: главное государственное управление КНР по делам печати, издательств, радиовещания, кинематографии и телевидения опубликовало данные, согласно которым в 2015 кассовые сборы китайских кинотеатров составили более 44 млрд юаней ($6,7 млрд), что на 48,7% больше, чем в 2014 г. За первые 50 дней 2016 этот показатель уже достиг одной четверти показателя предыдущего года.

Неудивительно, что западные кинокомпании идут на любые уступки в стремлении угодить китайскому зрителю. Например, для «Железного человека 3» отсняли дополнительные сцены с популярными китайскими актерами. Несмотря на то, что бурное развитие кинорынка Китая поспособствовало росту привлечения денежных средств на биржах страны, китайское правительство занимает жесткую позицию по отношению к национальному прокату: в стране действует квота на количество зарубежных фильмов. До 2012 года лимит составлял 20 картин в год, сейчас — 34. Ожидается, что к февралю 2017 года власти увеличат квоту еще на 10 иностранных фильмов.

 

Роберт Дауни-младший на премьере «Железного человека 3» в Пекине.

 

В китайской версии «Железного человека 3» в крохотной роли врача снялась популярная актриса Фань Бинбин.

 

Каждый фильм, выходящий в прокат в Китае, обязан соответствовать требованиям китайских властей. В фильме не стоит выставлять сотрудника правопорядка в плохом свете — не разрешат к показу. Также китайское правительство регулирует даты выхода зарубежного кино в прокат — для национальных фильмов залы искусственно «освобождают», тогда как голливудские картины выпускают в прокат одновременно, заставляя их соперничать.

Похожая практика распространена и в России. В начале марта Министерство культуры утвердило новые правила выдачи прокатных удостоверений. Ведомство получило возможность управлять датой выхода картин и отдавать приоритет российским, если на то же время запланирована премьера голливудского блокбастера. Еще раньше, в конце января прошлого года, стало известно, что российскую премьеру фильма «Мстители: Эра Альтрона» перенесли на неделю по просьбе Минкульта. TJ узнал, что решение было принято для того, чтобы оградить от провала премьеру военной драмы «А зори здесь тихие».

Кинолюбам Китая, которым не терпится увидеть премьеру вместе с остальным миром, остается только ехать в Гонконг. Там первые показы иностранных фильмов обычно проходят без задержек.

В Китае существует механизм цензуры в кино, который регулирует Государственная администрация прессы, публикаций, радио, кино и телевидения Китая. Вырезают сцены или запрещают целые фильмы, которые в негативном свете выставляют китайский народ, затрагивают политически-чувствительные темы (независимость Тайваня, Тибета и т.д.) и интерпретируют историю Китая иначе, чем это признано официально.

Ради доступа к 31 тысяче китайских кинотеатров голливудские дистрибьюторы фильмов готовы сами вырезать неугодные сцены, даже если специальные версии требуют дополнительного времени на монтаж и утверждения у госорганов. Чтобы обойти ограничения, студии открывают совместные предприятия, которые занимаются кинопроизводством, дистрибуцией и обучением специалистов в Китае. Для «совместных» фильмов заранее утверждают сюжет и решают вопрос цензуры, они не попадают под квоты, получают большую долю выручки с проката (иностранные фильмы получают 25% с продаж, совместные — 43%).

Дорогу фильму открывает и скрытая реклама. Так в голливудских блокбастерах все чаще можно увидеть компьютеры Lenovo, кредитные карточки китайских банков и напитки местного производства.

 

Китай любит «Трансформеров», и это взаимно: в четвертом фильме франшизы можно увидеть пекинский отель Pangu Plaza и продукцию еще около десятка китайских компаний.

 

Одежду для героини Скарлетт Йоханссон в «Железном человеке 2» предоставил китайский бренд Semir.

 

Интересен кинорынок Китая сегодня не только тем, как он поглощает зарубежное кино, но и тем, что на фоне роста его потребления набирает обороты авторское кино Китая. Участник Каннского фестиваля фильм «И горы сдвигаются с места» Цзя Чжанкэ заработал солидные  по местным меркам 5 млн долларов США, лауреат Берлина «Черный уголь, тонкий лед» (2014) Дяо Йиннаня — 16 млн долларов. Для сравнения: в 2015 г. в Китае было произведено 686 национальных кинолент, из которых только 334 вышли в широкий прокат. Сборы от проката 87% из них не превысили 100 млн юаней ($15 млн).

Сюй Юань, заместитель главного редактора сайта Mtime.com, отметил: «Пришло время подумать о создании в Китае механизма поддержки прокатчиков некассовых фильмов, подобных тем, что есть в других странах. К примеру, во Франции кинотеатр, который показывает только некоммерческие ленты, может рассчитывать на налоговые льготы. Китайский кинорынок в состоянии позволить себе что-то подобное». В этом году правительство Поднебесной пришло к той же мысли. По сообщениям ведущих мировых киноизданий, в Главном управлении по делам прессы, печати, кинематографии и телевидения КНР теперь разрабатывается проект объединения государственных и частных кинотеатров в сеть из предположительно пятидесяти экранов, которая будет специализироваться на показе артхаусного кино в четырех крупнейших городах страны. При этом соотношение китайских и иностранных лент будет 70/30.

Безусловно, всё это должно помочь не просто Китаю укрепить свои экономические позиции, но и привить людям вкус к хорошему кино. Специалисты утверждают, что только авторское кино способно поднять киноиндустрию на новый уровень. Нам же остается следить за успехами китайского кинематографа и, как всегда, надеяться на лучшее.

 

Катерина Небесная

 Фото: 1, 2, 3, 45


КНР, китайское кино, цензура в Китае, Железный человек, Трансформеры, авторское кино

Закажи рисунок себе или другу у pavlinypls