Кино  14 сентября 2015

Французский Вьетнам Чан Ань Хунга

Номинант на премию «Оскар», «Золотую пальмовую ветвь», лауреат премии «Сезар» — это всё о талантливом французском режиссере вьетнамского происхождения Чан Ань Хунге.

Кто бы мог подумать, что благодаря коммунизму мир обретет великолепного режиссера Чан Ань Хунга? Снимал бы он фильмы, оставшись в родной стране? Узнал бы его мир? У нас нет ответов на эти вопросы. Одно мы знаем точно: в 1975 году, когда во Вьетнаме победили коммунисты, семья будущего режиссера эмигрировала во Францию, и это позволило ему отучиться в киношколе Луи Люмьера. Дипломной работой Чан Ань Хунга стала короткометражка «Замужняя женщина из Наньчана» (1989). Она вошла в конкурсную программу Каннского кинофестиваля и была номинирована на «Золотую пальмовую ветвь». Неплохо для дебюта.

Первый полнометражный фильм режиссера — «Аромат зеленой папайи» — вышел в 1992 году и завоевал премию «Сезар» в номинации «Лучший дебют», номинировался на «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке.

«Аромат зеленой папайи» — история о вьетнамской девушке Муй (вьетн. Mùi — «запах», «аромат»), которая приезжает из деревни в чужой дом, чтобы работать прислугой.

 Я хотел, чтобы мой фильм ощущался как ласка. Он наполнен плавными, текучими чувствами. Я вспоминал свое детство в Дананге, вечерние часы, когда мое полусонное сознание скользило от одного предмета к другому, ни на чем не задерживаясь… С улицы доносится запах фруктов, звучит радио…. Это похоже на невесомость. Если я когда-нибудь чувствовал гармонию, то только тогда. Я постарался воссоздать этот ритм и эту гармонию в своем первом фильме — Чан Ань Хунг.

Интересно, что фильм, действие которого разворачивается во Вьетнаме, был полностью снят в парижской студии.

Следующая лента — стилизованный криминальный триллер «Велорикша» (1995) — принесла режиссеру премию «Золотой лев». Чан Ань Хунг стал одним из самых молодых лауреатов этой премии за всю историю фестиваля. На этот раз фильм отсняли во Вьетнаме, но местные зрители его не увидели  — органы цензуры посчитали, что режиссер подверг родину жесткой критике, и не пустили картину в прокат.

Действие фильма разворачивается в середине 90-х годов в Хошимине, южном мегаполисе Вьетнама. Главный герой, 18-летний парень, устал быть велорикшей, и пытается честно зарабатывать, но городом правят банды, и ему приходится соглашаться на грязную работу.

К концу фильма зрителя подводят к мысли, что он стал свидетелем круговорота в жизни главного героя, который возвращает его к тому же, с чего тот и начал, только повзрослевшим и умудренным опытом. В киноленте отчетливо прослеживается идея цикличности жизни.

В 2000 году вышла заключительная часть «вьетнамской трилогии» — драма «Вертикальный луч солнца». Снова конец 90-х, но теперь  в Ханое, древней патриархальной столице Вьетнама. Обеспеченная семья из трех сестер и брата собирается вместе отметить годовщину смерти родителей. Четко выраженной сюжетной линии в картине нет. Режиссер неторопливо и, что важнее, деликатно показывает, как за внешним благополучием героев скрываются семейные драмы и тайны.

В 2009 году Чан Ань Хунг решился на своеобразный для себя эксперимент. Фильм «Я прихожу с дождем»  получился захватывающим психологическим триллером в западных традициях. Главную роль в фильме исполнил актер Джош Хартнетт («Счастливое число Слевина», «Перл Харбор»). Его герой, американский детектив, отправляется в Азию по заданию клиента, который разыскивает своего единственного сына. Но уже следующий фильм — снова медитативная мелодрама, «Норвежский лес». Его героями стали токийские студенты конца 60-х годов, которые не могут найти свое место в жестко структурированном японском обществе.

Уже этим летом режиссер приступил к новому проекту «Вечность», в котором снимутся сразу несколько звезд французского кинематографа — Беренис Бежо, Мелани Лоран и Одри Тоту. В основе сценария лежит роман Алисы Ферней «Элегантность вдов». Действие развивается в период с конца XIXстолетия до конца XX и раскрывает судьбы трех поколений женщин и их детей. Героинь объединяет то, что все они становятся вдовами, поскольку мужей у них отбирают войны.

 

Катерина Небесная

Фото: SORTIE D'USINE


Чан Ань Хунг, вьетнамское кино, «Аромат зеленой папайи», азиатские режиссеры, «Велорикша»

Закажи рисунок себе или другу у pavlinypls