Кино  24 октября 2016

Гротескных дел мастер

Большинство россиян если и вспомнят кого из южнокорейских режиссеров, то это будет Пак Чанук или Ким Кидук. Хорошо, если обоих сразу. А фильмы режиссера Пон Чжунхо так и не добрались до российского проката. Рассказываем, почему их всё равно нужно смотреть.

«Самаритянка», «Мечта», «Пьета», «Весна, лето, осень, зима… и снова весна» название хотя бы одного из этих фильмов Ким Кидука вы должны были слышать. Работы этого режиссера вызывают множество споров и неоднозначную реакцию такое специфичное кино оценит не каждый. Досмотрят тоже не все. Слишком мало слов и слишком много вызывающего символизма, от которого зачастую задаешься вопросом: за что меня так? Проще выключить, чтобы избежать дальнейших увечий. Однако именно Ким Кидук открыл корейское кино миру и вместе с тем загородил собой не менее талантливых соотечественников.

К таким режиссерам относится Пон Чжунхо. На родине это имя знает каждый, а его фильм «Монстр» (русские прокатчики умудрились перевести название фильма как «Вторжение динозавра», что совершенно не оправдывает ожиданий и настраивает зрителя не на ту волну) стал одним из самых популярных в истории Южной Кореи. На счету 46-летнего Пон Чжунхо многочисленные номинации и награды, у него уже даже появились последователи. Не менее важно, что фильмы Пона оценил Квентин Тарантино, упомянув сразу две его работы в списке двадцати любимых фильмов такой чести больше никто не удостоился.

Фильмы Пон Чжунхо понимать гораздо легче, чем иносказательные работы Ким Кидука. Однако и тут не стоит рассчитывать на исключительно развлекательный просмотр. Напряженность картины спадает редко и ненадолго, а любовь режиссера к деталям заставляет быть внимательным, даже когда пересматриваешь фильм в пятый раз. Гротескная форма, к которой прибегает Пон Чжунхо, выталкивает идеи наружу чтоб уж наверняка.

«Монстр» основан на реальных событиях: в 2000 году на американской военной базе в Сеуле штатному служащему поступил приказ утилизировать формальдегид. Несмотря на возражения корейского подчиненного, американский военный слил токсичное вещество в канализационную систему, которая выходила в реку Ханган. Вооруженные силы США отказывались выдать его, поэтому южнокорейское правительство только спустя пять лет смогло вынести приговор. Однако виновный так и не отбыл тюремный срок. Общество было недовольно работой правительства, неспособного исполнять законы в собственной стране. В фильме из-за слива формальдегида в реке появляется опасный мутант символ необратимых и страшных последствий беспечности правительства, которое не может позаботиться о своем народе.

Это не единственный фильм Пон Чжунхо, основой которого послужили реальные события. Но особняком стоит «Сквозь снег», основанный на французском графическом романе 1984 года Le Transperceneige. Место действия — поезд. Он символизирует капитализм, вечно движущийся, но застывший в своем состоянии. Сложных вопросов в фильме хватает, поэтому стоит отнестись к нему серьезно и не заглатывать поверхностные ответы. Финалы картин Пон Чжунхо часто кажутся неоднозначными, но режиссер дает точные ответы и намекает на дальнейшие судьбы своих героев.

Пересматривать фильмы Пон Чжунхо можно не раз, спорить о них долго, а искать новые смыслы бесконечно. Но все они об окружающей нас реальности, и не важно, вдохновлена она событиями прошлого или выдуманной антиутопии. То, что происходит на экране, есть и в нашей жизни, за нашими окнами, только имеет другую форму и требует немного времени для сопоставления, как и любое хорошее кино.  

 

Мария Оточкина

Фото: Los Angeles Times


Пон Чжунхо, корейское кино, Южная Корея

Закажи рисунок себе или другу у pavlinypls