Путешествуй с кино
Вы были в Корее или Японии? Отвечая на этот вопрос, хочется перефразировать одну цитату: да, сотни раз, а еще на Тайване, в Китае и Малайзии, и всё это не покидая этой комнаты, потому что кино — это и есть приключение.
Хотите выделиться из толпы? Есть один способ: станьте жертвой эксперимента, мутируйте наполовину в рыбу и заявитесь к подруге. Результат не заставит себя долго ждать.
«Коллективное изобретение» Квон Оквана появилось на экранах корейских кинотеатров в ноябре прошлого года, став первой полнометражной работой режиссера. Этот новичок, неизвестный массовому зрителю, на самом деле полон сюрпризов. В 2013 году за короткометражный фильм Safe он получил «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах, а «Коллективное изобретение» еще до корейской премьеры показали на Международном кинофестивале в Торонто, а потом на пусанском фестивале. Рано называть этого режиссера гением, можно лишь вслед за критиками похвалить его за талант.
«Коллективное изобретение» — это черная комедия с сатирой на современное общество, жанр, который редко встречается в корейском кино. Куда популярнее романтические комедии и драмы. Создается впечатление, что смотреть на себя со стороны в Корее не особо любят.
По сюжету фильма обычный мужчина Пак Гу (Ли Квансу) соглашается опробовать экспериментальный препарат, чтобы заработать денег. В результате он превращается в мутанта с рыбьей головой и становится национальной знаменитостью.
Если отбросить научно-фантастическую составляющую, то задумываешься о том, был бы главный герой такой сенсацией, заболей он раком или получи другие побочные эффекты? С экранов телевизоров часто показывают таких парней и девушек как Пак Гу, и тогда мы тоже с замиранием сердца следим за ними, вслух говоря «бедные, за что им это», а про себя думая «хорошо, что это случилось не со мной». Герои в фильме ведут себя точно так же, как среднестатистические люди, среди которых встречаются и хорошие, и плохие. Знакомство с Пак Гу становится для них шансом посмотреть на себя со стороны и стать лучше.
Для зрителя, привыкшего, что его ведут по сюжету, заботливо держа за руку, фильм может показаться чудаковатым или неинтересным. В нем нашлось место для комедии, грусти и даже своеобразного хэппи-энда, но он ничего не навязывает, и этим он особенно хорош. Вам не будут указывать, что «здесь нужно подумать об этом, а здесь режиссер хотел сказать о том». Полная свобода и бесконечный простор для собственных мыслей.
Не будем присваивать все лавры Квон Оквану. Продюсером «Коллективного изобретения» стал знаменитый сценарист и режиссер Ли Чандон, чьей талантливой руке принадлежат «Хва-Йи», «Девушка на пороге моего дома» и «Поэзия». Будем считать, что успех фильма обязан их блестящему тандему.
Фильм является частью проекта CJ E&M и Корейского Национального Университета Искусств CJ E&M’s Butterfly по поиску новых режиссеров. При сравнительно небольшом бюджете к работе удалось привлечь не только широко известного по шоу Running Man Ли Квансу («Признание»), но и Пак Боен («Мальчик-оборотень») с Ли Чонхи («Как украсть собаку»).
Во время съемок Ли Квансу пришлось носить на голове восьмикилограммовую маску рыбы и стараться больше, чем остальным. Его герой, человек-рыба, проходит путь от любимца публики до объекта всеобщей ненависти. Инструментов для раскрытия персонажа ему досталось не так уж и много: голос, жесты и диалоги (к слову, блистательные).
У бельгийского художника-сюрреалиста Рене Магритта есть картина «Коллективное изобретение». Достоверно неизвестно, явилась ли она вдохновением для одноименного фильма, но на полотне изображен получеловек-полурыба, выброшенный из моря на берег. Сам художник часто говорил, что его задача — заставить зрителя задуматься, а картины — это ребусы, которые ставят вопросы бытия. Магритт утверждал об обманчивости видимого, о его скрытой таинственности, которую мы обычно не замечаем. Авторы фильма тоже задают много вопросов, в том числе и экзистенциального характера, но очень возможно, что куда более важными являются те, что зритель задает после просмотра себе.
Катерина Небесная
Фото: Hancinema
Коллективное изобретение, Квон Окван, корейское кино, Ли Квансу