Кино  19 сентября 2016

Дорамы без драмы

Корейские дорамы, сохраняя свою неповторимость по части развития любовных линий, всё больше становятся похожими на британские и американские сериалы по запутанности сюжета и обилию персонажей. От насыщенности повествования страдает в первую очередь атмосфера трагизма и напряжения, присущая сериалам, выпущенным до середины нулевых. Внимание: в материале могут быть спойлеры.

Неспешное повествование дорам конца 1990-х – начала 2000-х часто помогало прочувствовать весь накал эмоций, заложенных в сериал. Из-за перегруженности современных сюжетов сценаристам стало сложнее заставить зрителя сопереживать чужой трагедии. Поэтому многие авторы и каналы в последнее время перешли на более легкий жанр, который отвечает двум критериям — сохраняет динамичность сюжета и при этом вызывает положительные эмоции у аудитории.

«Большие боссы» основных телеканалов Южной Кореи — MBC, KBS1 и KBS2 — бросают все силы на то, чтобы привлечь как можно больше зрителей к их продукту. Всем правят рейтинги. Они возвеличивают и низвергают сценаристов, режиссеров, актеров и целые проекты. С развитием индустрии в эту гонку вступили и кабельные телеканалы.

В последние годы больший авторитет набирают нетизены, корейские интернет-пользователи. Показательным примером их могущества стали недавние события, которые произошли с невероятно популярной дорамой «Потомки солнца» сценаристки Ким Ынсук (автор «Таинственного сада», «Наследников», «Достоинства джентльмена», «Мэрии», «Любовников» и многих других).

Сценарий сериала впервые был написан Ким Ынсук в соавторстве. Партнером стал начинающий автор Ким Вонсок, который изначально сочинил историю про врачей, работающих в полевых условиях. Ким Ынсук добавила в сценарий военных, тем самым создав незабываемые образы двух главных героев сериала. Фактически — она просто переделала оригинальный сценарий.

 

«Потомки солнца»

 

«Потомки солнца» снимались в весьма необычных для Кореи условиях — все серии были готовы еще до премьеры, а не доснимались параллельно с трансляцией первых. Интернет-пользователи надеялись, что эта дорама, возможно, станет единственной, на которую не повлияют зрительское мнение и рейтинги. Насчет рейтингов опасаться было нечего — сериал побил все рекорды по просмотрам внутренней аудиторией и стал хитом в Китае, однако сценарий в угоду зрителям все же изменили.

Изначально он предусматривал смерть одной из главных героинь, но под давлением руководства KBS2 Ким пришлось оставить персонажа в живых. Телеканал опасался гнева зрителей в интернете, поскольку смерть персонажа под финал очевидно сказалась бы на рейтинге.

«Потомки солнца» стали первым сериалом со счастливым концом, который устроил и создателей, и зрителей. Примером того, как и почему авторы могут отказаться от изначальной задумки.

Говоря о выдающихся драматических сериалах, нужно упомянуть историческую дораму «Песочные часы» 1995 года о военной диктатуре 70-х – 80-х годов — времени политических преследований, студенческих протестов и кровавой бойни в Кванджу. Такой бэкграунд уже предполагает драматическое развитие сюжета, а история героев возводит его в жанр трагедии. Автор сериала — Сон Джина, все ранние работы которой исполнены драмы и безысходности. Позже, однако, она поддалась общим течениям в корейском дорамопроизводстве. Именно она написала сценарии нашумевших сериалов «Вера» и «Хилер», которые благодаря остросюжетным поворотам даже можно назвать позитивными.

 

 

Примерами каноничной корейской телетрагедии, по признанию жителей страны, являются дорамы сценаристки Ли Кёнхи «Прости, я люблю тебя» и «Любовь, которая убивает», которые транслировались в 2004 и 2005 году. Обе истории сняты в лучших традициях шекспировской трагедии «Ромео и Джульетта». Первая рассказывает о человеческой подлости, которая перемалывает героев так, что смерть кажется уместным выходом, а вторая сплетает в узел любовь, месть и преданность. При этом самые благородные чувства героев становятся их же бременем.

Оба сериала до сих пор вспоминают и любят в Корее, во многом благодаря главным актерским дуэтам. Со Джисоп, Им Суджон («Прости, я люблю тебя»), Шин Мина и Рейн («Любовь, которая убивает») тоже остались в выигрыше и обрели огромную популярность.

Ли Кёнхи, однако, тоже со временем отошла от концепта шекспировских трагедий. Ее «Хороший парень» (2012) с Сон Джунки в главной роли заканчивается условным хэппи-эндом. Все остаются в живых, а главные персонажи даже вместе. Условным, поскольку сценаристка не была бы собой, если бы не добавила в бочку меда хорошую ложку дегтя.

Распространение жанра романтики в противовес драме объясняется стремлением к глянцевости. Среднестатические герои корейских сериалов больше не живут в разваливающихся хижинах, а обитают в достаточно комфортных условиях и работают на приличных работах («Другая О Хэён», «W», «Удачный роман», «Врачи», «Продюсеры»). Этому способствует, с одной стороны, рост уровня жизни в самой Корее, с другой — стремление показать всему миру, что страна благополучнее, чем могла бы показаться.

На прошлой неделе KBS2 закончил транслировать новое творение Ли Кёнхи — «Безрассудную страсть» с Сюзи и Ким Убином в главных ролях. Автор не изменила себе и в этот раз, следуя излюбленному приему «они долго страдали, а потом умерли». Однако ход себя не оправдал, и к финалу рейтинги дорамы сильно упали.

 

«Безрассудная страсть»

 

По мнению большинства нетизенов, единственно правильным является хэппи-энд. Поэтому шоураннеры всё чаще идут на поводу у зрителей и не расправляются со своими героями так безжалостно, как это было в сериалах «Безжалостный город», «Вампир-детектив», «Айрис» и «Что случилось на Бали?», а сценаристы оставляют лазейки, чтобы зритель сам решал, чем закончилась история.

Подобный авторский ход есть в дораме 2008 года «Иль Чжи Мэ» с Ли Джунки в главной роли. Финал этого сериала был столь неоднозначен, что зрители разделились на два лагеря, а автору и сценаристу Чхве Рану пришлось объяснять, выжил ли главный герой или нет.

У Ли Джунки это второй за карьеру подобный финал. В снятом годом ранее сериале «Время пса и волка» его герой после кровавой сцены появляется лишь в самом конце, заставляя зрителей до последней минуты гадать о его участи.

Традицию неоднозначных финалов продолжает и другой экшен — «Безжалостный город» 2013 года. Сериал окружает легкий флер нуара, а непростые судьбы персонажей, боль предательства близких и отчаяние ощущаются через экран, однако в итоге «два литра слез» пролить над «Безжалостным городом» не выходит. Уж очень он стильный. А странное появление героя после его смерти и вовсе сводит на нет всю драму: в каком виде появился герой — в виде остаточных воспоминаний, призрака, или все же он в итоге остался жив?

Даже несмотря на то, что мы затронули только некоторые дорамы с элементами трагедии, в целом они иллюстрируют общую тенденцию. Трагедии постепенно вытесняются более легкими жанрами экшена, процедурала и детектива. Однако это уже совсем другие истории.

 

Ксения Молчанова

Фото: Erin Boyle

Корея, сериалы, дорамы, Ким Ынсук, Сон Джина, Ли Кёнхи

Закажи рисунок себе или другу у pavlinypls