История  21 сентября 2016

На Хесок: «Я — человек»

Сейчас для нас естественно, что женщина может носить штаны, работать и получать образование. Но еще в начале прошлого века это было не так, в том числе и в Корее. ATIME рассказывает о художнице начала ХХ века, чье творчество было подчинено прогрессивной идее — женщина тоже человек.

Если мужчина скажет современной женщине, что ее место на кухне, то может в лучшем случае услышать комментарий о том, где место мужчины, в худшем — получить вилкой в глаз. Век назад такой вопрос не стоял, но уже напрашивался. К началу XX столетия, когда произошел значительный приток христианских миссионеров в Азию, в том числе и в Корею, стало распространяться женское образование.

Быть первым всегда сложно, и история жизни На Хесок — яркое тому доказательство. Она родилась в апреле 1896 года в провинции Кёнгидо в семье состоятельного госслужащего. Закончив женскую гимназию Чинмён лучшей ученицей, На решила продолжить образование и поступила на отделение западной живописи Токийского университета. Таким образом она стала первой дипломированной художницей в истории Кореи. Так могла бы начинаться история жизни выдающейся художницы На Хесок, но здесь начинается история другой На Хесок — одной из первых борцов за права женщин Кореи.

Доподлинно неизвестно, что именно заставило На встать на путь борца за права женщин, но, предположительно, толчком к этому стало прогрессивное образование. Вернувшись из Токио в 1919 году, она опубликовала в газете серию графических работ, на которых изобразила процесс подготовки ко дню Нового года по лунному календарю, важной частью которого является обряд поминовения предков. На рисунках все женщины были заняты многочасовыми домашними хлопотами, но в канун праздника остались в тени. Этим художница показывала, что в традиционной семье женщине отведена роль домашней рабыни.

Она пыталась открыть глаза современницам и с помощью своих стихов. «Я — человек. Прежде чем быть женой и матерью, я — человек», писала она в стихотворении «Нора» (1922 год). Стоит пояснить, что она не призывала женщин бросать мужей, детей и начинать заниматься исключительно собой. На верила в то, что современная женщина может реализоваться в семье и быть активным членом общества. Эту идею она воплотила в работе «Один день Ким Ирёп», где современная женщина читает по ночам, пишет стихи пока варит обед, а вечером готовит рукопись. Она представила новый идеал женщины, которая не пренебрегает семейной жизнью и успевает заниматься творчеством.

 

Памятник На Хесок в Сеуле

 

На Хесок была не просто первой корейской женщиной, получившей образование за границей и первой дипломированной художницей в стране, но и первой женщиной, которая отправилась в путешествие по Европе. Но не одна, а с мужем Ким Уёном. В Париже она нарисовала автопортрет, который станет самой известной из ее картин — и опять же первым в истории Кореи, если говорить о женских автопортретах. При сравнении фотографии художницы с «Автопортретом» видно, как сильно она изменила свой внешний вид: нарисовала острый подбородок, изменила разрез глаз и увеличила их размер, тем самым придав себе более европейский вид. Возможно, она была первой и в том, что сегодня характерно для большинства кореянок, известных своей любовью к пластической хирургии, — пускай только на рисунке.

Поездка по Европе дала На Хесок возможность увидеть, как на Западе женщины борются за свои права и  какого прогресса они в этом добились. Жизнь На Хесок складывалась удачно, пока во время короткой остановки в Париже случай не свел ее с Чхве Рином, одним из лидеров религиозного движения «Чхондогё». Они влюбились, и об их романе сначала заговорили парижские, а затем и сеульские газеты. Когда же скандал дошел до Ким Уёна, он решил развестись с женой. Брак распался в 1931 году.

Несмотря на развод и подорванную репутацию, На Хесок продолжила творческую деятельность — она выиграла специальный приз на 10-й Национальной выставке изобразительного искусства. После развода На Хесок лишилась возможности видеться с детьми (по закону дети должны были оставаться с отцом), в качестве реакции она опубликовала в газете «Признания о разводе», в которых резко раскритиковала корейское патриархальное общество, требующее от женщины по старым обычаям приносить себя в жертву и беспрекословно подчиняться мужчине. В результате На Хесок оказалась в изоляции, реакция на ее выставки была очень холодной, художница осталась без средств к существованию.

На всю жизнь доказывала, что женщина может заниматься творчеством профессионально, наравне с мужчиной и оставаться при этом матерью и женой. Но в век, когда патриархальный мир еще оказался не до конца готов к тому, что женщина — это в первую очередь личность, ей пришлось поплатиться за свои слишком передовые убеждения. В Южной Корее есть понятие «комплекс На Хесок»: так называют чувство неуверенности, испытываемое женщиной, которая хочет посвятить себя профессиональной деятельности, но при этом боится пренебречь выполнением обязанностей жены и матери.

На Хесок, символ независимой образованной женщины, умерла 10 декабря 1948 года в приюте для бездомных. Одна. Где находится ее могила, до сих пор неизвестно.

 

Катерина Небесная

Фото: doopedia T 


На Хесок, Южная Корея, феминизм, художники

Закажи рисунок себе или другу у pavlinypls