История  31 мая

Эротика, гротеск, нонсенс: главное об эрогуро (18+)

Японское искусство издавна тяготело к эстетике гротеска и насилия, но своего апогея эта жажда найти прекрасное в безобразном достигла в XX веке. И, казалось бы, бизарные комиксы и бледные подростки в окровавленной школьной форме – плод исключительно современной поп-культуры. Но нет. Мы решили разобраться, как фетишизация жуткого связана с классической японской гравюрой и андеграундным театром 60-х.

Японские хипстеры эпохи Тайсё, называвшие себя «мобо» (от англ. «modern boy») зачитывались кровавыми детективными и хоррор-рассказами в журнале «Синсэйнэн». Там печатались Эдогава Ранпо и Юмэно Кюсаку — апологеты течения эрогуро в литературе. В детективах Эдогавы бурно цвели идеи фрейдизма, использовались передовые разработки криминалистики, в рассказах Юмэно — декаданс японского колониализма, сексуальность и шизофрения. Становление эрогуро было бы немыслимо и без Одзаки Мидори. В ее работах было всё то, что сейчас стало визитной карточкой течения — садомазохизм, ксенофилия, гибридность.

 

 

В 20-30 годы прошлого века эрогуро царствовало не только в журналах. Оно было везде, от модных литературных новинок до порнографии и афиш. А термин был придуман самими японцами на основе трех английских слов: эротика, гротеск и нонсенс — «эро-гуро-нансэцу». Раннее эрогуро стало откликом на экономическое и политическое давление в японском обществе. Страна встала на путь агрессивного милитаризма, а давний интерес богемы к изучению эротики обратился в иное русло — к теме гедонизма, чувственности, ненормальности и табуированности.

Но зачатки эрогуро появились еще в начале XIX века. Вспомнить хотя бы растиражированный до безобразия «Сон жены рыбака» Хокусая или гравюры Цукиоки Ёситоси с зоофилией, некрофилией, сексом с использованием посторонних предметов, реками крови и россыпью внутренностей. В наших реалиях подобных мастеров укиё-э, возможно, отправили бы на психиатрическое освидетельствование, но два столетия назад для японцев подобные гротескные сцены были возможностью разбавить серые будни дозой насилия и низвержения табу. В классической японской литературе не меньше подобных примеров кровожадности. В жанре военного эпоса — гунки — авторы описывали ужасающие подробности сражений и ритуальных самоубийств.

 

Традицонные японские гравюры укиё-э

 

В преддверии Второй мировой войны волна эрогуро в Японии пошла на спад, но после поражения страны эстетика уродливого пережила второй расцвет. У литераторов эстафету переняли художники. Саэки Тосио, Суэхиро Маруо, Фуруя Усамару, Ито Дзюндзи, Такато Ямамото, Тосио Синтаро воплощали эрогуро и «ретро» рисовкой в духе афиш эпохи Тайсё и декадентскими сюжетами вампиризма, шибари, сексуальных экспериментов и графического насилия.

В конце 60-х эрогуро заинтересовался андеграундный театр. Четыре труппы — Тэндзё Садзики, Дзёкё, Васэдасё и Куро Тэнт — ставили экспериментальные пьесы, сдабривая эротикой и гротеском сюжеты о Маленьком принце, Синей бороде и докторе Калигари. А школьная форма, жуткие крики, выбеленные лица и брызги крови стали визитной карточкой еще одного театра — Токио Гран-Гиньоль. Труппа просуществовала всего три года и поставила только четыре постановки. Одна из них — «Клуб Личи Хикари» о девятерых школьниках, которые пытаются создать искусственный интеллект. Жуткий робот, плененная девушка и насилие прилагаются. Пьеса стала культовой в своем жанре и через 20 лет была адаптирована в мангу, а потом и в аниме.

 

«Клуб Личи Хикари» и «Спираль»

 

Сейчас эрогуро воспринимается в первую очередь в связи с мангой. Многие знают Суэхиро Маруо, автора обязательных к ознакомлению «Сёдзё Цубаки», «Любовники-лунатики» (в российском издании — «Приют влюбленного психопата»), «Смеющийся вампир». Кроме того, Суэхиро иногда оформляет афиши и обложки музыкальных альбомов, а его стилистикой вдохновляются японские дизайнеры. Уличная мода Харадзюку, обычно опережающая подиумную, давно и довольно успешно использовала эстетику эрогуро. Гротескные и демонические образы с аллюзией на декаданс эпох Тайсё и Сёва, яркие кимоно и школьная или военная форма нашли себя в стиле эрогуро-кей и широнури.

 

Катаока Югао


эрогуро, Япония, эпоха Тайсё, японский милитаризм, манга, аниме, андеграундный театр Японии, Тэндзё Садзики, укиё-э

Закажи рисунок себе или другу у pavlinypls