Детали  10 июня 2015

Этикет смерти

Мировые религии и народы практичеcки единодушно осуждают самоубийства. У японцев дела обстоят сложнее: у них веками была распространена идея, согласно которой любая смерть обладает достоинством и никто не умирает напрасно. Более того, в Стране восходящего солнца существует целая культура самоубийств.

Мы привыкли думать, что смерть — это нечто ужасное и трагичное, для них же это светлое явление, которое позволяет сбросить с себя уродливую маску настоящего и получить второй шанс, что, конечно, слишком спорно. В 1993 году вышла книга Ватару Цуруми «Полное руководство по самоубийству». В ней описывается десять способов самоубийства и их сравнительная характеристика.

В средневековой Японии существовал бусидо — кодекс чести самураев. В нём описывался этикет смерти, по которому самурай должен был умереть достойной смертью, приняв ее легко и спокойно. Если самурай делал поступок, который ставил под сомнения его честь и достоинство, то он совершал ритуальное самоубийство. Показывая свое мужество и бесстрашие перед смертью, он смывал с себя любой позор и проступки. Смерть обязательно должна была быть красивой, в идеале от меча.

Существовало несколько различных способов сэппуку (харакири), в самом распространенном из которых делался прямой горизонтальный разрез живота с последующим вспарыванием. Самурай должен мужественно вынести боль, не согнув спины. Чаще всего при совершении сэппуку присутствовал еще один человек, который обезглавливал человека после ритуала. По одной из теорий, выбор такого способа самоубийства объясняется тем, что в философии дзен-буддизма душа находится в животе, и вспарыванием человек открывает свои сокровенные и истинные намерения, как доказательство своей внутренней правоты и чести.

Предание «Сорок семь ронинов» повествует о самураях, которые отомстили за смерть сюзерена, а после все вместе совершили сэппуку, демонстрируя преданность своему господину до конца. Могилы ронинов находятся в храме Сэнгакудзи. Каждый год храм посещают тысячи людей и выказывают свое уважение усопшим.

Харакири — не единственный ритуал смерти у японцев. Феномен «синдзю» или двойное самоубийство стал настоящей эпидемией во второй половине XVII века. Слово «синдзю» состоит из двух иероглифов «сердце» и «середина» и буквально переводится как «единство сердец». Сайкаку Ихара и Мондзаэмон Тикамацу дали этому слову возвышенный смысл: «верность даже в смерти». Влюбленные пары сбегали, и на рассвете парень закалывал девушку и потом убивал себя. «Смерть легче, чем позор! Умрем вдвоем!» — два предложения, которые в полном объеме описывают всю драматургию такого самоубийства. Существует и ложное синдзю, когда один из пары не хочет умирать, а второй убивает его и в последующем сам кончает жить самоубийством. Так и поступил публицист Такэути Масаси в 1922 году. После неудачного сватовства он хотел убить себя и свою возлюбленную, но девушке удалось сбежать.

Еще яркое течение самоубийц в истории Японии — камикадзе. В переводе с японского «божественный ветер». Во времена Второй мировой войны японские войска не имели достаточных ресурсов для достойного отражения атак со стороны Америки. Самолеты загружали бомбами, и японские летчики врезались в американские корабли. Садясь за штурвал, они уже знали, что не вернутся с этого боя.

В 1945 году около двадцати двух тысяч японцев сбросились со скалы и утопились в море, чтобы не сдаваться в плен американским военным. Прыгали целыми семьями, родители сбрасывали своих детей и потом следовали за ними.

В настоящее время Япония сохраняет свои особенные отношения с явлением самоубийств, которые считаются одной из наиболее серьезных проблем в стране. Если раньше самоубийства были поступком силы и чести, то в современной Японии — социальная болезнь общества. Каждый год погибает минимум 30 тысяч человек. Это не самые большие показатели в мире, но в соотношении по размерам территорий и количеству населения Япония является чуть ли не лидером среди стран с суицидами.

Современные японцы относятся к самоубийствам с опаской и тревогой, больше не видя в них той красоты, что их предки. Их беспокоит нынешняя ситуация в стране, которая почему-то особо не осуждается ни обществом, ни религией. Она скорее воспринимается как трагическое стечение обстоятельств. Самое страшное, что растет процент молодых людей и подростков, которые не желают продолжать жить.

Одной из основных причин смерти подростков считаются физические и словесные оскорбления. Они не выдерживают давления со стороны взрослых и травления сверстниками. У молодежи постарше основная причина — безработица. Они утрачивают веру в будущее, а, следовательно, и сам смысл жить.

В японском обществе огромное значение придают икигаи. Так называют весомую причину, которая заставляет человека просыпаться по утрам. Икигаи рассматривается и как смысл жизни. Самые знаменитые виды икигаи — это карьера, семья, хобби, друзья. А вот отсутствие икигаи приводит к ощущению бессмысленности жизни и страданиям. Нововведением XXI века стали и групповые самоубийства, или договорные, обычно обговариваемые в сети.

Аокигахара — равнина зеленых деревьев, лес у подножья горы Фудзи на японском острове Хонсю. Лес Аокигахара стал излюбленным местом японских самоубийц: каждый год в Аокигахаре находят не менее 70 трупов, по нескольку десятков людей считаются без вести пропавшими.

Из-за своей репутации Аокигахара стал главным героем многих страшилок и легенд. От возникающего там ощущения, что за тобой наблюдают, пробирает до мурашек. Люди объясняют это огромным количеством призраков, которые не могут покинуть место своей смерти. Психологи же в свою очередь объясняют это тем, что люди, привыкшие к мегаполисам и огромному шуму, находясь долго в тишине, начинают испытывать чувство тревоги, разбавленное представлениями об этом жутком месте, так что все ощущение не более чем игра воображения.

«Ваша жизнь — это бесценный дар от ваших родителей. Пожалуйста, подумайте о них и о вашей семье. Не держите все в себе. Позвоните нам 22-0110», — гласит деревянная табличка в лесу Аокигахара. Призыв властей к людям.

Но многие японцы все равно искренне верят, что зайдя в Дзюкай, оттуда уже нельзя вернуться. Дзюкай — это второе название леса, которое с японского переводится как «море деревьев». Ходит множество слухов, что туристы видели тени, скользящие мимо деревьев, и слышали непонятные звуки; некоторые признаются, что видели призраков. Лес опасен, а его главная опасность вполне реальна. Множество пещер, ям, торчащих корней могут сделать один неосторожный шаг последним.

Аокигахара привлек внимание и Голливуда: в 2014 году начались съемки фильма «Море деревьев» с Мэтью Макконахи в главной роли, премьера которого состоялась на кинофестивале в Каннах, к сожалению, без успеха у критиков  и зрителей. Лес самоубийц фигурирует также в книгах Сэйтё Мацумото «Черное море деревьев» и «Пагода волн». А Ватару Цуруми, уже упоминавшийся выше, в своем руководстве назвал этот лес идеальным местом, чтобы умереть. Книга разошлась миллионным тиражом, а после этого в лесу были найдены трупы с книгами писателя.

Каждые 40 секунд в мире совершают новый суицид, за год умирает около миллиона человек. А сколько человек только пытаются покончить самоубийством? Во многих странах существуют проекты, направленные на уменьшение количества самоубийств, и почти все они основаны на попытке достучаться до человека: он не один, со всем возможно справиться. Что бы ни происходило, давайте будем внимательнее друг к другу. Научимся просить помощи, если она нужна, и слышать чужие призывы. Научимся быть нужными и перестанем бояться показаться слабыми. Иногда просто протянув руку помощи в нужный момент, можно сотворить для человека настоящее чудо.

 

Оксана Казанова

Фото: Coal Miki


фильм «Море деревьев», Ватару Цуруми, Дзюкай, Аокигахара, Лес самоубийц, самоубийства в Японии, икигай


Закажи рисунок себе или другу у pavlinypls