Места  20 августа 2015

Завод 798

Что может быть интересного на заводе? Непонятные механизмы — чудеса инженерной мысли, шум конвейера, свет сотен ламп, огромные цеха и люди в одинаковой одежде. Но что, если вместо цехов с аппаратурой будут помещения с замысловатыми скульптурами, картинами и различными объектами искусства? Не можете себе такого представить? Тогда добро пожаловать на Завод 798.

Арт-Зона 798, или, как называют ее местные, Завод 798 — это часть района Чаоян на северо-востоке Пекина, ставшая домом для многочисленных художников, фотографов и просто творческих личностей не только из Китая, но и со всего мира. Главной особенностью этого места является то, что оно занимает место старых заводов и фабрик, оккупировав  заброшенные цеха и всю призаводскую территорию. Это уникальное место, достойное сравнения разве что с Нью-Йоркской Гринвич-Виллидж или SoHo.

История Арт-Зоны 798 берет начало еще в пятидесятых годах прошлого века и напрямую связана с СССР. Индустриальный комплекс Дашаньцзы был частью «Плана Социалистической Унификации» в области военно-промышленного сотрудничества между СССР и КНР.

Из-за того, что большие партии электроники в страны СССР в те времена поступали из Восточной Германии, к разработке проекта были привлечены и немецкие специалисты. Именно им здание завода обязано своей уникальной архитектурой, направленной на наибольшую функциональность, а не на внешний лоск. Для строительства был выбран участок площадью 640000 кв. метров в районе Дашаньцзы на северо-востоке Пекина — тогда там располагались сельскохозяйственные угодья. Сам комплекс занимал площадь 500000 кв. метров и получил официальное название Объединенный Завод 718 (согласно китайским правилам классификации обозначение военных предприятий начиналось с цифры 7). Проект полностью финансировался китайской стороной, и бюджет по тем временам был огромный: 140 миллионов юаней.

Завод начал работу в 1957 году после грандиозной церемонии открытия и быстро приобрел славу одного из лучших в Китае, за счет благоприятных условий труда и социального обеспечения работников. Спустя десять лет, для поднятия эффективности, завод 718 был разделен на несколько малых заводов 706, 707, 751, 761, 797 и 798, самым большим из которых и был завод 798. Но в восьмидесятые годы, в связи с проведением реформ и лишением завода государственного финансирования, производство пришло в упадок. Начало девяностых для завода стало решающим временем, когда его деятельность прекратилась, шестьдесят процентов служащих было уволено, а оставшиеся управленцы начали поиск арендаторов для пустующих помещений некогда великого завода.

К счастью, в начале девяностых сообщество современных художников Пекина подыскивало себе новые помещения. Правительство не одобряло современное искусство, и художники были вынуждены ютиться на окраинах города в подпольных галереях и буквально в трущобах. В 1995 году Пекинская Центральная академия изящных искусств временно заняла помещение в заброшенном заводе 706. Но временный переезд стал постоянным, положив основу всей Арт-Зоне.

В 2001 году на территории цехов появился и первый иностранный отдел — книжный магазин Timezone 8 Art Books, владельцем которого был техасец Роберт Бернел. А уже в 2002 году Табата Юкихито из Токийской Галереи основал Beijing Tokyo Art Projects (BTAP) в главном цеху Завода 798. Это был первый проект подобного уровня в этом районе, поэтому название завода стало ассоциироваться со всей Арт-Зоной. В том же году прошла премьерная выставка «Beijing Afloat», которая привлекла около тысячи человек и стала началом популярности Арт-Зоны среди простых обывателей.

Популярность Арт-Зоны стала расти, как и сама Арт-Зона, чья территория  увеличивалась и включала в себя галереи, выставочные залы и мастерские, магазины, бутики, ателье, издательства, кафе и даже клубы. Что примечательно, большинство галерей не берет ни с посетителей, ни с участников выставок никакой платы. Основной доход — аренда и проведение модных показов, корпоративов и презентаций новой продукции известных брендов. Так, например, одна из презентаций Sony проходила именно на территории Арт-Зоны 798.

Однако и существование Арт-Зоны было под угрозой. Сообщество художников отдало предпочтение зданию завода 718 в большей степени из-за его отдаленности от центра. Однако, сейчас Арт-Зона 798 расположена вдоль линии Аэроэкспресса между центром Пекина и международным аэропортом. Именно из-за этого существовала угроза перестройки района под новую транспортную артерию. Но влиятельные  члены художественного сообщества стали обращаться в различные государственные инстанции с просьбами оставить старые постройки Дашаньцзы в неизменном виде, как часть своеобразного культурного центра Пекина. Процесс отстаивания территории был очень долгим, и лишь к концу 2007 года было принято решение, что существовать Дашаньцзы должен именнокак Арт-Зона. В 2009 году начался новый расцвет Арт-Зоны 798: прошла реконструкция, открылись новые галереи и студии, арт-кафе и бутики.

Сейчас Арт-Зона процветает и с радостью встречает своих посетителей. Ее территория огромна, так что если вы хотите посетить определенные галереи или магазины, сверьтесь с интернетом и сконструируйте свой маршрут заранее. Или же просто бродите, не боясь уйти от главных ворот и не забывая заглядывать во все закоулки — кто знает, какой художник спрятал свою мастерскую в укромном уголке заводских помещений.

 

Катерина Рыжая

Фото: Diego Ituño, Delphinidaesy


достопримечательности Китая, Арт-Зона 798, Завод 798


Закажи рисунок себе или другу у pavlinypls