Детали  22 сентября 2015

Китайские эмо-семьи

В сентябрьском номере мы познакомили читателей с субкультурами Китая. Пришло время поговорить о шаматэ, самых ярких и противоречивых представителях китайской молодежи, ведь рассказы о ненавистных аутсайдерах всегда выходят интереснее милых историй успеха и обожания.

Слово «шаматэ» произошло от английского «smart», умный, но это самоирония. СМИ окрестили их «самой ненавистной китайской субкультурой». Ярко одетые и разукрашенные молодые парни и девушки вызывают в китайцах лишь презрение. Но число пользователей в чатах для шаматэ только растет.

Всё началось с мигрантов. Тех самых, что уезжают из деревень в большие города и теряются там в поисках себя и места в обществе. Без финансовой и общественной поддержки, со средним и средним специальным образованием, они вынуждены довольствоваться низкооплачиваемой работой на заводах, в парикмахерских, магазинах, кафешках и доставке еды. Добавьте к этому еще и средний возраст активного интернет-пользователя 20–25 лет, — это и будут люди, которые чаще всего и становятся шаматэ.

Но этого недостаточно, ведь шаматэ отличаются еще и ярким стилем. Больше всего они похоже на представителей небезызвестного японского музыкального жанра visual kei, но только внешне. Вряд ли целью шаматэ было подражать последователям вижуал кея. Скорее всего, такая схожесть возникла из-за их общей цели — не быть такими, как все. Стиль шаматэ никогда не войдет в моду — такова догма. И это не наигранное «движение против мэйнстрима», быть в тренде они могут разве что в фантастическом романе. Часто высветленные или окрашенные в кислотные цвета волосы, «игольчатые» панк-прически с огромным количеством воска и геля, пирсинг, яркий кричащий макияж у юношей и девушек. Необычная одежда, разыскать которую можно только в секонд-хэнде всевозможные аксессуары, браслеты и цепочки. Китайских шаматэ можно сравнить с канувшими в Лету эмо, разве что разнообразие цветов побольше.

Шаматэ любят делать селфи, но фотографии почти всегда выходят сомнительного качества. Хороший телефон с камерой среднестатистический шаматэ позволить себе не может, обходится старенькой моделью или фотобудками. Но фотографиями шаматэ делятся только со своими, поэтому в интернете их почти не найти.

Интернет стал основной площадкой для знакомств и общения шаматэ. Их «дом родной» — китайский мультиплатформенный месседжер QQ, выбранный из-за относительной непопулярности среди жителей больших городов и возможности строгого отбора участников чатов. Такие чаты называются «семьями», и тут почти как с итальянской мафией — есть свои звания и ранги. Попасть в такой чат очень сложно из-за всеобщей, в том числе и виртуальной, ненависти к шаматэ — пускают новичков только по рекомендации и после тщательной проверки. Но это не мешает семье «расти» до нескольких тысяч пользователей, и в одном городе их может быть очень много.

Иногда блогерам удается проникнуть в шаматэ-тусовку и разузнать об особенностях их общения. Buzzfeed в своей статье делится историей пользователя с никнеймом BlueWindmill, который в 2012 году стал частью «семьи». От него стало известно, что одни из самых популярных запросов в чатах шаматэ — «ищу ша-мужа» и «ищу ша-жену», причем первый запрос значительно преобладает, потому что в субкультуре больше девушек, чем парней. BlueWindmill с добротой отзывался о шаматэ, чем заслужил их уважение. «Ты единственный, кто потрудился похвалить нас!» — писали они в комментариях к его блогу.

Положительные отзывы о шаматэ — явление действительно редкое. Даже само слово «шаматэ» является своего рода ругательством, используемым как интернет-пользователями в качестве троллинга, так и старшим поколением в бытовых ситуациях. Чтобы нарваться на такое оскорбление от пожилого человека, достаточно деревенского акцента и высветленных волос. В китайском интернете тонны насмешек над культурой шаматэ: песни-издевки, фейковые страницы с высмеиванием стереотипов, мемы «знаменитости в образе шаматэ».

Ну и куда без вечного противопоставления шаматэ и сяоцинсинь. Как писали в статье на китайском портале South Review, «пропасть между ними не может быть преодолена, сколько бы почек они [шаматэ] ни продали». Сяоцинсинь — наследники и наследницы состояний, с утонченным вкусом, образованные, разносторонние личности. Они скромны и в то же время изысканны — полная противоположность шаматэ.

Даже если принять во внимание специфику культуры шаматэ, остается открытым вопрос: почему же китайцы так их ненавидят? Чтобы на него ответить, просто вспомним, что и в России «деревенщина» считается оскорблением.

 

Таня Ковалева


шаматэ, субкультуры Китая, Китай, китайская молодежь


Закажи рисунок себе или другу у pavlinypls